Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день наша святая Православная Церковь, как любящая мать, предлагает нам трогательную притчу, в которой содержится история падения и восстания всего человеческого рода и каждого из нас в частности. Все мы знаем, что первый человек, Адам, ниспал со своего высокого достоинства. Сначала он был обогащен Богом и многими дарами – у него был ясный ум, у него были редкие душевные силы, и он всеми этими силами служил Богу и блаженствовал в раю. Но, как блудный сын, он нарушил заповедь Божию, взял своё достояние и был низвергнут в юдоль плача, где вынужден был питаться «свиными рожцами», которые как раз и символизируют падение человека. Стал грубеть его ум, стали приземленными чувства, он начал предаваться разным страстным утехам. Человек стал уже не бессмертен, но, как мы знаем, умалились дни его жизни. И земля, по слову Божию, произрастала ему терния и волчцы – страстей, греховных помыслов, желаний – и человек мучился тем гладом, о котором сказано в сегодняшней притче. Но Отец Небесный не захотел, чтобы всё человечество погибло, а потому распростер в лице Сына Своего Единородного, Господа Иисуса Христа, «объятия Отча», послал Его на землю для того, чтобы спасти всех тех грешников, которые, ощутив этот голод духовный, захотели восстать и прийти к Отцу Небесному. И поныне Господь принимает всех кающихся, всех, приходящих к Нему, даёт им первую одежду – ту, которую утратил Адам, – одежду благодати Святого Духа. Даёт перстень на руку – образ Божий, который также утратил Адам. Даёт и «обувь на ноги» – обувь хождения по заповедям Господним.

В сегодняшней притче мы также можем усмотреть характерные черты кающегося грешника, осознавшего суетность и бесцельность греховной жизни и ощутившего острый глад души. Душа человеческая бессмертна и бездонна, и она не может быть заполнена ничем, кроме бессмертного Бога. Это мы должны понять и ощутить. Блаженни алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся, – говорит Господь всем нам. Блажен тот, кто ощутил глад души и ищет нетленной духовной пищи, блажен тот, кто понял, что «свиные рожцы» не могут напитать вечную душу человеческую. Мы знаем, если человек не будет насыщать своё тело, он погибнет. Так же и с душой: если она не насытится нетленной духовной пищей, то постепенно умирает, и человек уже становится неспособным к вкушению этой божественной пищи. Ведь сказано: не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. Здесь в Церкви мы можем насытить свою душу всем необходимым для спасения – словом Божиим, Пречистыми Тайнами Господними, мы можем очистить свою душу в таинстве покаяния. И блаженны те, кто уже сейчас ощущает мир душевный, тишину, спокойствие – действие благодати божественной в человеке. В Церкви Господь нас одаривает теми нетленными дарами, которые не может дать мир. Какие бы блага человек не стяжал здесь на земле, какими бы он не обладал высокими талантами, если он не удовлетворит свои высшие душевные запросы, он будет несчастен. Он не будет иметь счастья ни здесь на земле, ни в будущей жизни, потому что не приготовил свою душу, не сделал её способной для общения с Богом, для вкушения пищи небесной.

Будем же внимать слову Божию, будем восставать навстречу Отцу Небесному, как блудные сыны, ибо и мы все тоже, в той или иной степени, забыли о своем Небесном Отечестве. В лице священников и епископов Господь взывает к многим людям, чтобы они покаялись, чтобы вернулись к своему Отцу Небесному, чтобы стали искать нетленной пищи. Особенно благоприятное время для того, чтобы насытить наши бессмертные души, – это время Великого поста. Церковь готовит нас к посту сегодняшним чтением, чтобы мы вспомнили, кто мы и чего лишаемся, живя греховно и растрачивая «в стране далече» отеческое достояние. В Великом посту Господь особенно преизобильно изливает Своё богатство на нас, если мы только захотим этого и обратимся к Нему. И когда мы вкусим небесных благ божественных, только тогда мы поймем, в чём состоит главная цель нашей жизни, а именно – в стяжании благодати Святого Духа. Святые отцы, в частности преподобный Симеон Новый Богослов и преподобный Серафим Саровский, и многие другие, говорят, что благодать Святого Духа – это и есть та нетленная пища, которая жизненно необходима для нашей души. Только вкусив от неё, мы сможем растить в своей душе плоды райские – плоды любви, радости, кротости, воздержания, долготерпения… Те, о которых говорит апостол Павел в послании к галатам. Будем же стремиться к этому всеми своими силами, будем восставать от невнимательной и греховной жизни, чтобы нам действительно явиться сынами Божьими, чтобы нам и в этой жизни вкусить благодати Святого Духа, и быть принятыми в Отечество Небесное, когда придет время для всех нас. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)