13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.

Господь Иисус Христос как законодатель Сам исполняет закон, чтобы освободить от проклятия, связанного с неисполнением его людьми. «Я пришел разрешить клятву, лежащую на вас за преступление закона; потому должен прежде сам исполнить весь закон и освободить вас от осуждения, и таким образом прекратить действие закона. Итак, Мне надлежит исполнить весь закон, потому что Я должен разрешить проклятие, написанное против вас в законе. Для того-то Я и принял плоть, и пришел в мир» (Свт. Иоанн Златоуст, беседа 12 на Матфея евангелиста).
Тогда Иоанн допускает Его.
16 И крестившись Иисус тотчас вышел из воды,– и се, отверзлись Ему небеса,
Адам заключил небеса, а Господь их отверзает.
и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
Почему Дух Святой явился в виде голубя. Во-первых, голубь птица кроткая и любящая чистоту: это символизирует смирение Господа Иисуса Христа.
Во-вторых, в знамение примирения людей с Богом. При Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, изображая прекращение гнева Божия: так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя: там сучок масличный, здесь милость Бога. Для этого примирения и пришел Господь на землю (2 Кор. 5, 18-21): Он «примирил» нас с Отцом собственной Жертвой на Кресте.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
То есть, в котором Я успокаиваюсь, в котором милостив.
Господь Иисус Христос был явлен израильскому народу как Мессия через крещение. Когда Господь вышел из Иордана, на Него в виде голубя сошёл Дух Святой, что послужило знаком для Иоанна Крестителя, посредством которого Бог указал ему Мессию. Сам Отец Небесный проговорил громовым голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17). Таким образом, Крещение дало Господу возможность открыто начать Своё спасительное служение, чтобы никто не сомневался в Его избрании и помазании. Его Крещение есть как бы торжественное выступление Его на Свое служение, которое Он после этого и совершал до смерти и воскресения.
Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Господа Иисуса Христа впервые в истории человечества все три Лица Пресвятой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Него, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:13-17).
Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество. Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни. Он воду освятил тем, что благоволил омыться ею, как об этом поется во время освящения воды: «днесь вод освящается естество.»
Господь наш Иисус Христос, будучи безгрешным, идет креститься для того, чтобы освятить Таинство Крещения для всех людей. Крещение установлено Богом в Церкви для спасения человеческого рода, оно очищает людей от грехов и оно необходимо для всякого верующего как дверь в Царство Божье. Кто отвергает его, тот отвергает своё спасение. В Крещении человек очищается от первородного греха, от наследственной вины пред Богом, переходящей в роды родов естественного, не просветленного благодатью, человечества. В крещении подается второе рождение, — рождение свыше: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие»(Ин. 3,5). В благодатных водах таинства крещения человек умирает для плотской и греховной жизни и возрождается в жизнь духовную и святую.
В день праздника Богоявления — Крещения Господня, всякому православному христианину необходимо вспомнить о крещении, которое совершено было над каждым из нас. В котором каждый дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.
Если мы дали обет отречься cатаны и всех дел его, то нам необходимо исполняя его, стараться не подавлять свою душу грехами, и помнить о том, что надо сочетаться Христу, т. е. не только исполнять заповеди Его, но и стараться соединиться с Ним. Вся жизнь христианина — это борьба за освящение: за освящение своей души и тела, мыслей, слов и дел. Христианин всю жизнь борется. Но если он старается хранить чистоту крещальной одежды — эта борьба не истощает, а обогащает его.
Епископ Тихон(Софийчук).