37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей;
В последний день праздника Кущей, т.е. в восьмой день, который причислялся, на основании (Лев.23:36), к семидневному празднику Кущей, и считался “великим” по преимущественной торжественности, совершался следующий обряд: по окончании утренней жертвы в храме один из чередных священников брал в золотой сосуд воду из Силоамского источника и вносил ее водными вратами в храм при звуках труб и кимвалов и радостных восклицаниях народа и аллилуйных псалмов(Пс.112-117) и торжественно возливал ее на жертвенник при пении слов пророка Исаии(Ис.12:3) относящиеся к Мессии, совершая таким образом “жертву возлияния”. Это совершалось в память чудесного изведения Моисеем воды из камня во время сорокалетнего странствования евреев по Аравийской пустыне(Числ.20:11) под особым покровительством Божиим.
Господь Иисус Христос, имея ввиду этот совершаемый обряд возлияния воды на жертвенник, говорит: “кто жаждет, иди ко Мне и пей”, показывая, что Он является тем Духовным камнем из Которого проистекает живая вода благодати Святого Духа, которая только и может утолить жажду духовную: жажду истины для ума, блаженства для чувства и правды для воли.
“Камень же был Христос”(1Кор.10:4), – указывает апостол Павел. “Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, –пророчествовал пророк Исаия, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится(Ис.28:16),“и на сем камне Я создам Церковь Мою, – обещал Господь,– и врата ада не одолеют ее”(Мф.16:18). Именно этот “камень, который отвергли строители, соделался главою угла”(Пс.117:22), “и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит”(Мф.21:44), об этом пророчествовал пророк Даниил, когда толковал сон Навуходоносора (Дан.2:31-45). “Он для верующих, драгоценность, а для неверующих… камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены”(1Петр.2:7-8). На этом краеугольном камне “благодать, благодать на нем!”(Зах.4:7),– восклицал пророк Захария.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
В Ветхом Завете сказано у пророка Исаии: “в радости будете почерпать воду из источников спасения(Ис.12:3) и у пророка Иоля: “ реки Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет напаять долину Ситтим(Иол.3:18).
Под реками воды живой подразумеваются дары Святого Духа, изливаемые на верующих, под чревом подразумевается – душа, в которой вмещаются эти дары и утоляют ее духовную жажду. И эти дары утоляют духовную жажду не только в верующих, но через них распространяют свое спасительное действие на души жаждущих этих даров, для их духовного просвещения. Благодать, словно неудержимая река, проторгает сквозь верующих в Господа Иисуса Христа путь к сердцам других людей.
Где тот источник в нас, из которого может потечь эта живая вода, ведь мы все находимся во грехе. Не из нас грешных и скверных потекут реки живой воды, а из Того Камня(1Кор.10:4) Который мы полагаем в основание своей души и нашего спасения, из Того Кто в нас, в Кого мы веруем и с Кем соединяемся духом, Кого причащаемся.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен.
Святой Дух открывался ветхозаветным праведникам во внешних проявлениях, к примеру, Он носился над Давидом, говорил устами пророков и др., но это не было тем внутренним перерождением, которого сподобились христиане после прославления Господа, то есть, воскресения и вознесения человеческого естества во Иисусе Христе на небо одесную Бога Отца. Святитель Афанасий Великий говорит по этому поводу: “Не Господь славы прославляется, но плоть Господа Слова: она приемлет славу, с Ним вместе восходя на небо. Посему то и Дух сыноположения не был еще в человеках, потому что восприятый от нас начаток не восшел от нас на небо”(Творения, ч.3,1903(репринт 1994),ТСЛ,С.254).
Ниспослание Святого Духа на все человечество должно было совершиться на пятидесятый день после Воскресения Христова и на десятый день после Его вознесения на небо.
Господь сказал фарисеям и первосвященникам которые хотели схватить Его: “еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня. Будете искать Меня и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете (не сказал не пущу вас, а не способны по своей злобе принять Дух Святой, т.к. вы хулите Его сознательно противясь истине, а это не простится ни в этом не в будущем веке(Мф.1231-32)) придти(Ин.7:33-34). А ученикам своим возвестил: “Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он пришед обличит мир о грехе и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня; О правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; О суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам”(Ин.16:7-14).
Дух истины снизошел после прославления плоти Спасителя в день Пятидесятницы на апостолов, и через них на все человечество, в виде огненных языков. Является Он в виде огня, так как именно этот огонь пришел Господь низвести на землю(Лук.12:49), и он должен возгореться на земле, в сердцах людей. Является Дух Святой с шумом “как бы от несущегося сильного ветра”(Деян.2:2), показывая этим, что совершается бурный переворот на земле, начиная с человеческих душ, посредством духовного перерождения, изменяя весь строй жизни человека, его мысли, стремления, цели, все его существование, чтобы взамен ветхого человека создать нового, любящего своего ближнего и жертвующего всем для другого ради любви к Господу Иисусу Христу, пожертвовавшего Собой ради спасения всех.
40 Многие из народа, услышавши сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.

Благодатная речь Господа взволновала народ. Сердце подсказывает простым людям, что Он не обычный человек, а одни говорили, что Он пророк, другие прямо признают в Нем Мессию. Но фарисеи приучили народ не верить указаниям внутреннего человека, а набору человеческих доказательств: “Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема” , внося сомнения: “разве из Галилеи Христос придет?”, “не плотников ли Он сын?(Мф.13:55) и др. Народу не было известно, что пророчества исполнились на Господе Иисусе Христе, и, что Он родился в Вифлееме Иудейском(Мф.2:1) из рода Давидова.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
Желая исполнить приказание начальства, служители синедриона пытались схватить Иисуса, но каждый раз руки у них опускались: они не осмеливались этого сделать, по- видимому, совесть подсказывала им, что грех тронуть такого Человека. В таком настроении они возвратились к пославшим их.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

Даже фарисейские слуги почувствовали живительную силу слов Господа, ощутив, по-видимому, на мгновение Его благодатное влияние на свое сердце и душу и исповедали перед синедрионом, что сила слова Господа была столь могуча и неотразима, что они не могли исполнить данного им поручения. Внутреннее чувство правды Божией оказалось сильнее приказа их начальников.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

Храмовые слуги, не взяв Господа, явно ослушались приказа верховного судилища, что возбудило в фарисеях кроме ярости – страх, так как тех, кого они считали надежными помощниками увлеклись словом Господа, потому они проклинают всех уверовавших в Христа, пытаясь устрашить этим колеблющихся. Служителям, происходившим из простого народа, они гордо противопоставляют то, что никто из “начальников” или “фарисеев” не уверовал во Христа.
В словах: “этот народ невежда в законе, проклят он” видна безумная ярость и презрение высшего образованного сословия – иудейских начальников, к низшему, что отчетливо характеризует их нравственное состояние.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

В числе синедриона был веровавший во Христа Никодим, о нем упоминает Евангелист, чтобы показать, несправедливость слов фарисеев, утверждавших, что никто из начальников и фарисеев не уверовал во Христа. Он по человеческой слабости “ради страха иудейского” не исповедовал открыто Господа, но с его стороны раздается нерешительный голос протеста и он указывает на закон(Исх.23:1;Втор.1:16), который требует не принимать пустых слухов, а исследовать дело того, кто обвиняется. Но эта попытка защиты встречена язвительным вопросом: ты не из Галилеи ли?”. Происхождение из Галилеи было постыдным, так как ее население считалось нечистой израильской крови, еще во времена пророка Исаии она носила название “языческой”(Ис.9:1-2). Фарисеи и здесь погрешают против исторической правды, так как из Галилеи были пророки Илия, Иона и пророк Наум(4Цар.14:25).
53 И разошлись все по домам.
Праздник Пятидесятницы назывался еще в Ветхом Завете праздником седмиц и праздником жатвы, в пятидесятый день по Пасхе установлено в память Синайского законодательства приносить благодарение Богу, также благодарить Бога за новые плоды.
“Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками. Но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе”(Втор. 16:16-17).

Церковь в Ветхом Завете – общество верующих в Бога, а в Новом Завете – принявших благодать Святого Духа. Можно быть в видимой Церкви как обществе верующих во Христа, но не принадлежать к Церкви невидимой, не имея в себе благодати Святого Духа, потому еретики, раскольники и сектанты не могут спастись, потому мы не можем иметь и на земле ничего общего.

Пятидесятница в В.З. – закон, в Н.З. – благодать свободы.
( тайна: на восьмой день – обрезание – Крещение  9-й день после смерти – причисление к чину ангельскому; на 40-й – принесение в Иерусалимский храм – Вознесение  40—день после прохождения мытарств – поклонение Богу и определение участи; на 50-й день – в В.З. дарование при Синае закона(7х7 седмин, праздник седмин) – в Н.З. схождение Святого Духа  после вхождения в Небесный Иерусалим облечение благодатью если душа человека способна ее принять без болезни).

О разной степени хулы на Духа Святого, которая не проститься не в этом и не в будущем веке(Мф.12:31-32) – сознательное делание греха и сознательное противление истине.

Епископ Тихон (Софийчук)