В сегодняшнем Воскресном Евангелие мы слышали:«если око твое будет просто, то всё тело будет светло, а если око твое будет лукаво, то и всё тело твое будет лукаво. Если свет который в тебе тьма, то какова тьма». О каком оке говорит Господь в сегодняшнем Евангелие — об «оке» сердце, об «оке» души. В Евангелии Господь говорит также: именно «от сердца исходят помышления лукавые и это оскверняет человека».
Чем отличается Новый Завет от Ветхого: в Ветхом Завете говориться: «не убивай, не прелюбодействуй», а Новый говорит: если ты уже воззрел с вожделением на противоположенный пол – то ты уже в сердце своем прелюбодействовал, если ты сказал плохое о брате своем то ты уже совершил убийство в сердце своем. Вот откуда всё исходит — от нашего внутреннего состояния, из сердца, и вот, если сердце будет простым, добрым, то все наши действия – «все тело» будут добрыми, а если лукаво, то все будет лукавым и тёмным. И в этом вся наша духовная жизнь. Всё зависит от нашего внутреннего расположения — если мы добрые, если склад души добрый, то мы и о всём будем мыслить добро. Если лукаво, то о всём будем судить лукаво. В миру об этом говорят: «каждый судит по себе» — так оно действительно и есть. Если человек лукавый, то он всех видит лукавыми, если он развратный, то он о всех мыслит как о развратных. Если сребролюбивый, то он о всех судит, что они таковы как он. Каждый человек от сокровища своего сердца выносит, то что у него есть внутри. Потому, прежде наше внутреннее око нужно исправить, т.е. расположение. Но как его исправить Господь учит далее в Евангелии: он говорит, чтобы мы не искали только земного. Потому, что земное как раз таки и может сделать человека лукавым. Тот, кто заботиться о земном, тот старается достичь его любыми путями — зачастую лукавыми и сам потом становится лукавым. Потому Господь говорит, что мы не можем работать одновременно Богу и мамоне. Он учит на примере птиц небесных, говоря: «не заботьтесь о завтрашнем дне. Этого всего ищут язычники». Многие люди задают вопрос : «не ужели нам не нужно заботиться что есть, что пить, во что одеться». Если мы внимательно посмотрим на птиц, то увидим, что они целый день трудятся и тоже заботятся о сникании пищи: летают по деревьям, собирают гусениц, также заботятся они и о своём потомстве.
Не ужели говорит Господь, чтоб мы не заботились, чтоб всё оставили и только думали о Царствии Небесном. Нет, не об этом говорит Господь. Он говорит о том, чтоб мы себя не снедали заботами о завтрашнем дне. В славянском не пецытеся от слова печь или жечь, а в греческом языке трудно переводимое на русский язык  Это слово передается неточно словом «забота», от него производят слово «» — мученик. Слово имеет корень — , предполагают, что этот корень фигурирует в санскритском smarati, «он помнит» — но с таким оттенком, что самое памятование доставляет муку помнящему, т. е. это нечто такое, чего забыть нельзя. Это «помнит» соприкасается с латинским memoro, соединяется понятие терзания (Memento mori – помни о смерти). Здесь же находят корень для немецкого smerza, означающего боль.
Итак это слово переводится словом не мучайте не снедайте себя, то есть мы не должны этим жить, во что одеться и что нам есть. Мы не должны ставить это во главу угла, мы должны ставить во главу угла искание Господа, исполнения заповедей, искания спасения, искания Царствия Божия — вот о чём нас учит Господь. Конечно, мы должны заботиться о себе, должны заботиться как и птицы о своём потомстве, о семье, о своих ближних, но ради Господа. Если мы будем делать это ради Господа, то это будет угодно Ему. Но сейчас, к сожалению, когда мир погряз преимущественно в грехе сребролюбия, что является по учению Святых Отцов (преп.Нил Мироточивый) предтечей Антихриста. Люди уже имея определённый достаток заботятся о большем, и еще большем – и таким образом они становятся не Господами своего богатства, а рабами. Они уже работают этому богатству, они работают мамоне. Вот о чём предупреждал Господь, чтоб мы не работали богатству, чтоб не думали, только как его приобрести, как его охранять, преумножать. Не об этом мы должны заботиться, а довольны мы должны быть тем, что нам даёт Господь, да конечно же, мы должны заботиться о семье, о детях, о том что нам на сегодняшний день приобрести для пищи, во что одеться. Но мы не должны жить этим, мучатся. А сегодня как раз мы видим, что мир в средствах массовой информации толкает на то чтобы люди только об этом и думали, только об этом и заботились. Показывая богатых людей, рассказывая об их богатой жизни, они зарождают в людях зависть, и эти люди, видя как живут ещё более богатые люди, начинают еще более мучиться и стремиться к большему обогащению. И это бесконечно: как море не наполняется реками, так и душа богатого никогда не наполниться богатством, ему всё мало- как говорит об этом премудрый Соломон. Она всё говорит давай-давай, и вот действительно сколько бы человек не приобрёл ему всё мало. И даже если весь мир купит: все ему будет мало, он захочет всю Вселенную, он захочет даже стать выше, он захочет стать Богом. Действительно, люди так и говорят: что их Бог есть деньги, если они обладают деньгами, то они обладают всем. Но мы должны вспомнить, что было сказано Лазарю и богачу неразумному: несчастный, в ночь сию истяжут душу твою. И Господь говорит не от богатства зависит наша жизнь.
Мы должны знать, что нужно всё таки трудиться и премудрый Соломон говорит об этом, в пример ставя муравьёв: ленивец пойди посмотри на муравья и на пчелу. Но, трудясь, на недолжно жить только этим, мы не должны жить как животные, и думать только о еде, а должны как человек (чело-века) жить Богом, жить высочайшими запросами души, заботится о её спасении, заботиться о сникании Царствия Божия, сникании благодати Святого Духа. Кто же заботиться о мамоне, не может заботиться о Господе. Это – палка о двух концах.
И монахи придя в монастырь трудятся целый день на послушании ради Господа, трудятся с молитвой, и это отличает их труд от мирской заботы только ради наживы, ради служения мамоне. Однажды в один монастырь пришли паломники, они слышали, что в этом монастыре монахи живут очень высокой духовной жизнью. И когда они увидели, что монахи много трудятся, то помыслили в себе: «вот мы слышали, что эти монахи живут только духовной жизнью – молятся, читают книги, а они только работают». Игумен этой обители был человеком мудрым и прозорливым, он провидел их мысли. Когда наступила трапеза игумен позвал всех братьев на трапезу, но не позвал паломников. Они же ожидали, что их позовут и даже обиделись. Когда игумен вышел после трапезы паломники сделали ему укор «почему их не позвали на трапезу». Игумен сказал им следующие слова: «Вы ангелы, вы не требуете пищи земной, требуете только молитвы и чтения, вот этим и питайтесь как ангелы». Паломники устыдились и попросили прощения у мудрого игумена.
Пока мы в теле конечно нам нужно заботиться о пропитании, но это не должно обладать нами: «всё мне позволено, но не всё назидает», — учил ап. Павел. Он же говорит, о том, что кто не трудиться – тот пусть не ест. Потому нам не нужно впадать в крайности, — это делают неразумные люди. Ап. Павел говорит это первым христианам, которые буквально восприняли слова Господа и стали жить обременяя других, ни чего не делая. Конечно, всё должно быть в меру и по силам. Сам Господь, как мы знаем, был сын плотника и до тридцати лет трудился со своим мнимым отцом Иосифом и помогал ему в столярном ремесле. После того как Он вышел на проповедь то также трудился день и ночь проповедуя Царствие Божие, ходя по Галилеи и Иудее, как об этом мы читаем в Евангелии. Так что все мы должны трудиться, но трудиться для спасения нашей души. Господь как раз об этом говорит в Евангелии – трудиться нужно прежде всего для спасения души – «искать Царствия Божьего», а всё остальное если мы будем это делать законно по Евангельски, Господь благословит и даст нам необходимое. Мы должны работать и трудиться, но помнить, что это не самое главное в жизни, не этим мы должны жить, не это ставить во главу угла, а прежде всего Господа и спасение души, и стяжание не многих богатств, а благодати Святого Духа. Первому монаху Пахомию Великому – когда он взывал Господу: «как Спастись», явился ангел, который по временам молился, а по временам плёл верёвки, потом опять молился, потом опять плёл верёвки. «Так делай и спасёшься» — сказал ангел. Т.е. для тела необходима работа, а для ума – молитва. Есть у монахов древняя пословица: «ora et labora» – трудись и молись. И даже в миру говорят: «молитва и труд всё перетрут». Так и мы должны молится и трудиться. Все должно быть основано на Евангельских заповедях и все наши труды должны быть обращены ко спасению души, а всё остальное Господь устроит как ему угодно, и если нам не дано великое богатство, то мы более счастливы, чем те кому оно дано — кому многое дано, с того многое и спроситься. У кого нет великого богатства, тот должен быть доволен тем, что имеет и благодарить Господа, т.к. Господь избавляет таких людей от многих искушений и соблазнов. Не многие сейчас могут пользоваться богатством, т.к. повреждаются духовно. Тот богат кто доволен тем, что имеет и благодарит за всё Господа и живёт по заповедям Божиим. Слово богатство имеет в себе корень Бог, так вот в Бога мы и должны богатеть. А в Бога богатеть – это делать то что угодно Богу, приобретать Благодать Святого Духа, и кто больше приобретёт благодать Святого Духа, благодаря добрым делам, молитвам, посту – тот и будет в Бога богатеть, будет духовно богаче. Потому будем служить ближним для того, чтобы освятилось наше богатство и наш достаток принёс нашим ближним пользу, и тогда мы в этой жизни вкусим в доступной для нас мере благодати Святого Духа, приобретем мир души, стяжим радость и будем стяжевать добродетели которые должны быть у нас: добродетели любви, кротости, веры и все те, о которых сказано в Священном Писании.
Будем стараться служить Богу, посвящая многие труды Ему, не будем уклоняться в многопопечительность мучиться тем, что нам есть или пить, будем довольны тем, что нам дал Господь и будем все силы направлять ко спасению нашей души. Когда же даст нам Господь богатство, то будем вспоминать слова царя и пророка Давида: «аще течёт богатство – не прилагай сердца к нему». В этом как раз и заключается мудрость спасения — не прилагать к земному око своего сердца, не думать только о земном, не стремиться только к земному, потому что это только прах только пыль, мы ничего не возьмём с собой в будущую жизнь земного – всё останется здесь. Прежде всего будем прилагать сердце своё ко Господу, как делал пророк Давид ,и воспевать псалмы, заботясь о сникании благодати Святого Духа. Пусть Господь всем нам даст Великое богатство благодати Святого Духа. Пусть Царь небесный сокровище благих придёт к нам, очистит нас от всякой скверны, вселиться в нас, утешит нас и будет всегда с нами. Аминь.

Епископ Тихон (Софийчук)