33 Выслушайте другую притчу. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Господь заимствует притчу у пророка Исаии: « Воспою Возлюбленному моему (Христу, имеющему воплотиться)песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды (Ис.5:1-2).
Виноградник обычно ограждался изгородью из терновника или деревянным забором, чтобы оградить его от диких полевых зверей. В нем строилась сторожевая башня, с которой страж осматривал виноградник, охраняя виноградник от воров и животных. При винограднике находилось точило, в котором топтали виноградные ягоды, выделывая вино.
Человек домовитый или хозяин – Бог: «Отец Мой – Виноградарь» (Ин.15:1), Владыка всего мира. Виноград – иудейский народ, избранный Богом. Ограда – закон, данный иудеям через Моисея, не позволявший иудеям смешиваться с другими народами. Точило – жертвенник, на котором источалась кровь приносимых жертв, прообразовавших жертву Христа. Башня – скиния, впоследствии замененная храмом. Виноградари – учители народа – первосвященники, книжники и вожди иудейские. Все это образы особенного попечения Бога о народе иудейском.
Сделав все необходимое для благоустроения виноградника, «хозяин отдал его виноградарям», как было в обычае, с тем, чтобы уродившиеся плоды(любовь и поклонение) в условленном количестве доставляли ему. Тем, что хозяин отлучился – изображается, что Бог дал время для развития насажденного виноградника и принесения плодов, под присмотром стражей народа, которым Он вверил всю полноту власти над еврейским народом, чтобы они потом представили Ему плоды своего управления – воспитанный в духе закона Божия народ. Иудейскому народу предоставлено было по свободной воле исполнять данные Богом заповеди, духовно совершенствуясь, для того чтобы они могли принять Сына Божьего Иисуса Христа.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 Виноградари, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Плоды – дела благочестия и чистой веры, которых ожидал Бог от иудеев. Посланные рабы – пророки, обличавшие их в языческом нечестии. Они наставляли иудеев, предсказывая о Спасителе, но встречали со стороны иудеев упорство и ненависть. Неблагодарность и злоба иудеев были так велики, что они поступили с Божьими посланниками как с преступниками. Иных били и заключали в темницу, как Ананию(2Пар.16:17-20) и Михея(3Цар.22:24,27), других побили камнями, как Азарию (2Пар.24:20). Спаситель об этом скорбел: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных к тебе»(Мф.21:31,37).
Евангелисты Марк и Лука говорят о трех посланиях пророков, Матфей же о двух. Под первым рабом(Лк.22:10) подразумеваются те пророки, которые были посланы во время судей, которых иудеи били, а некоторых предали смерти, некоторых побили камнями. Под другим рабом(Лк.22:11), подразумеваются пророки посланные в большем количестве от Бога во времена царей и Самуила. Под третьим рабом(Лк.22:12) подразумеваются те пророки, которые были около времени вавилонского переселения, когда от Бога были посланы многие пророки.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Терпение Бога не истощилось злодеяниями людей и после гонений и убийств пророков Он по великой любви Своей послал для вразумления людей Единородного Сына Своего. Любовь небесная желает, чтобы люди поняли величие новой благости Божией и указывает что должны были сделать люди: постыдиться Сына Моего.
38 Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И схвативши его, вывели вон из виноградника и убили.
Господь пророчески раскрывает что должно совершиться через несколько дней. И указывается причину этого злодеяния – зависть, т.к. первосвященники боялись, что великий Чудотворец привлечет всех к Себе и они утратят влияние над народом, лишась чести и власти, останутся без первенства в винограднике Божием. Они собравшись на совет говорили: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин.11:47-48). Первосвященник Каиафа решил: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин.11:50). Он лукаво прикрывает свое самолюбие ложным патриотизмом, но Господь показывает, что убьют Его по своекорыстным целям: «Это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его»(Мф.21:38), «и наследство его будет наше» (Лк.20:14), т.е. ту любовь и честь которая принадлежит Богу направим к себе, чтобы управлять народом в своих целях. И делают они это осознанно, так как признают Его великим Чудотворцем: «Этот Человек много чудес творит», и поступают с Ним как поступили их отцы с пророками.
«Вывели вон из виноградника и убили» – пророческое указание на распятие вне Иерусалима, на Голгофе; виноградником также считался народ, потому это выражение можно истолковать еще в том смысле, что Спаситель убит вне воли простого народа, который постоянно ходил за Ним и видел множество чудес.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Господь спрашивает, для того, чтобы иудеи , осудив себя, раскаялись.
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Под пришествием хозяина подразумевается не Второе славное Пришествие, т.к. фраза «виноградник отдаст другим виноградарям» говорит о продолжении земной жизни.
Книжники произнесли сами себе приговор, не поняв, что речь идет о них. Все предсказанное в притче сбылось: Иерусалим после распятия Спасителя разрушен до основания, бо́льшая часть иудеев предана смерти, остальные рассеяны по всему миру. А виноградник отдан Апостолам и их приемникам – пастырям Христовой Церкви, которые принесли обильные плоды добродетелей.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: “камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: это от Господа, и есть дивно в очах наших”?
Книжникам, занятым только земным, не хотелось видеть в смиренном Иисусе Христе Мессию, но Спаситель обличает их словами псалма и произносит приговор об их участи. Фарисеи и книжники(строители) бросают Иисуса Христа, как камень непригодный для построения их плотского миросозерцания, но Он по дивному Промыслу Божиему становится главным камнем, главой угла, соединяющим в Себе два завета Ветхий и Новый, а также иудейский народ с языческим – во Христе «нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания» (Кол.3:11). Господь соединил ветхое и новое, Он говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить»(Мф.5:17). Также Он сказал: «Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое»(Мф.13:52). Во Христе открылся Ветхий Завет, который не отвергается до сего дня.
Господь, которого отвергли строители, «сделался главой угла» –Главой Церкви Новозаветной, и на камне веры, что Иисус Христос есть Сын Божий, как сказал Господь Петру: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»(Мф.16:18).
По преданию Авраам сказал Лоту, согрешившему с дочерьми, чтобы он посадил три ветки— певка, кипариса и кедра вместе и поливал их в течение сорока дней. Если они примутся, то тогда грех его прощен Богом. Ветки принялись и, вскоре, из них выросло трехсоставное дерево. Когда строили Иерусалимский храм, то решили употребить и это древо. Когда его, обработав, пытались вставить в стену, то оно увеличивалось в размерах, когда его вынимали – оно уменьшалось. Так повторялось несколько раз. Тогда строители дерево назвали “проклятым” отвергли его, выбросив в “Овчую купель”. О древе вспомнили перед распятием Господа Иисуса Христа и на нем Его распяли (этот каменный (мореный) крест было очень тяжело нести). Древо оказалось непригодным для постройки ветхозаветного храма, но это древо покаяния было употреблено для новозаветного жертвенника, на котором принес Себя в жертву Христос для нашего спасения. (ср.Пс.117:22-23; Деян.4:11; Рим.9:33; 1Петр.2:6-8). В “овчей купели” омывались жертвенные животные и приносились потом в жертву за грехи, животворящее древо символически впитало в себя весь грех израильского народа.
43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его;
Царствие Божие дано христианам. Когда иудеи отвергли камень-Христа, то апостолы, Божиим произволением, основали на сем камне новый виноградник, который будет возрастать и приносить плоды до скончания века.
44 И тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит.
Прежде иудеи «упали» на Христа – духовно разбившись, то есть, соблазнились о Нем, а потом этот камень упал на них и наказал их: Иерусалим римлянами был стерт с лица земли, а иудеи как народ перестали существовать, будучи рассеяны по всему миру. И в последующие времена кто боролся против Христа – погибал и духовно и физически сам себя уничтожая, так как вне Христа нет жизни и спасения.
Здесь указаны два вида неверующих людей: первые те кто соблазняются и не веруют, а вторые – кто борется против Христа и Его Церкви созданной на камне веры, вина вторых тяжелее и ведет к вечной погибели.
45 И слышавши притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит,
46 И старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка.

Притча о винограднике относится к каждому человеку. Господь насадил в нашем сердце семя любви, оградил нас с самого рождения внутренним естественным законом и приставил в лице родителей и воспитателей стражей над нашей душей. Затем дал Новозаветные Евангельские заповеди, ограждающие нас от зла, чтобы мы не смешивались с грешными помыслами и ничто злое не оскверняло наше сердце и не расхищало наш «виноградник». И водрузил Господь в нем сторожевую башню – совесть, которая как неподкупный и неусыпный страж бдит над целостностью и чистотой нашей души. Затем устроил точило – сделал душу человеческую способной для хранения очистительных токов благодати. Также и внешним образом Господь заботится о нашей душе – Он устроил «Церковь Бога живого, столп и утверждение истины»(1Тим.3:15) и приставил пастырей и учителей Церкви стражами наших душ, которые заботятся, чтобы сад нашей души дал добрые плоды. Христианам дано больше средств для духовного совершенствования, чем иудеям, потому никто не может безнаказанно пренебрегать заповедями Божьими.
Господь, создав виноградник нашей души, «отлучился», это значит, что моментом отхода заканчивается творческая деятельность Господа и начинается Его Промыслительное попечение о душе, как бы извне, а с нашей стороны начинается свободное творческое соработничество с Богом по взращиванию плодов нашей души. «Плоды же духа (нашего виноградника): любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал.5:22-23).
Отсутствие ежедневного явного вмешательства Бога в человеческую жизнь, в силу злой воли, обращено многими людьми в гибель для себя. Предаваясь ежедневно стихии зла, укрепляя ее в себе и делаясь ее послушным рабом, они с каждым днем ослабляют связь с небом, затемняют ценность и утрачивают вкус духовного, ставят более доступную земной ограниченности цель – утверждение в жизни самих себя. Происходит подмена в жизни Бога самостью. Но из-за того, что зло прокралось в человеческую душу, не может измениться природа существующего – Бог все же остается Господином души.
Зачастую мы забываем о законе Божием, тогда Ангел-Хранитель и совесть наша – глас Божий, как ветхозаветные стражи-пророки напоминают нам о нем, но мы зачастую заглушаем, побиваем их своим окаменелым жестокосердием. Учащающееся заглушение укоров совести приводит к ожесточению души. Тогда к нам приходит Сам Господь через Евангелие, которое есть «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). От нас зависит – примем ли мы Его или отвергнем как иудеи, и распнем в себе Господа своими страстями и похотями.
Но бывает, что упреки раздражают ожесточенную совесть и человек под влиянием злобы переходит в нападение на святое, мешающее жить по своим похотям, подавляя в себе всякие проблески истины. Человек с ожесточением набрасывается на то, что было святым и возглавляло его жизнь, и камнями разбивает его. «Камнями», т.е. грубыми, тяжелыми бесформенными ударами, исходящими от своей животной природы, человек разбивает то нежное, великое, что было в глубине души, что освящало и возглавляло жизнь. И человек с цинизмом топчет святыню, бесчестит ее, как будто сила зла в нем боится этой святыни, как могущественной и рада случаю животной лапой ударить ее, как бы мстя за свою низость, за свое внутреннее ничтожество и рабство. Но мы должны осознать, что если будем так поступать, то все лучшее, возвышенное умрет в нас, чувство добра и благочестия притупится и тогда отнимется Царство Божие от того кто не приносит добрых плодов и отдастся виноградник нашей души на расхищение иноплеменникам – злым духам.

Под виноградником можно подразумевать и Священное Писание, в котором оплот – буква, точило – глубина духа, столп – возвышенное богословие. Это Писание имели злые делатели – книжники и фарисеи, и имели к нему «ключ разумения» но они «сами не вошли и входящим воспрепятствовали» (Лк.11:52), берегли букву, но «буква убивает, а дух животворит»(2Кор.3:6), потому Бог предал этот виноградник христианам – Святым Отцам, усердно возделывающим его духовно.
В притче о виноградарях говорится о том, что Господь сотворил мир нам на радость, а мы сделали его вертепом разбойников. К нам Он посылает пророков и Ангелов для вразумления, а мы не слушаем их. Сын Божий вочеловечился и взывает, стучится к нам, а мы гоним Его от себя, остаемся чуждыми Богу, не причастными вечной жизни, так как, не отвечаем Богу любовью. Произведем же над собой нелицеприятный суд и сегодня же положим начало нашему исправлению.
Виноградник.
Виноградник в разные времена года имеет различный вид, так зимой он невзрачный, а летом цветущий, так и Церковь, и каждая душа в отдельности пребывает в разные времена то в славе, то в уничижении(« Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою»(Мф.24:20) – в период духовного бесплодия).
Ценность виноградника не в пышности листвы и множестве лоз, а в изобилии плодов, так и ценность христиан не в листве слов, не в внешнем показном благочестии и убранстве, а в живой вере и любви к Богу и ближним.
Плоды чем выше и с солнечной стороны, тем быстрее дозревают, те же что висят до земли – загнивают. Так и христианин – если устремлен горе́ и близок к Солнцу Правды – Христу, то быстрее созревает духовно. Те же, кто пристрастился к земле, к миру – духовно загнивают, но Господь их «подрезает» и «подвязывает» жизненными скорбными обстоятельствами и болезнями, чтобы «поднять» с земли и направить к солнцу.
Виноградник нуждается в поливе – так и христианин в благодатном освящении через добрые дела и напоении своей души Евангельскими истинами.
Виноградник нуждается в работниках – так и христианин должен почитать своих воспитателей, особенно священнослужителей.
Виноградник нуждается в периодических прополках – так и наша душе требует очищения в Таинстве Покаяния.
Виноградник требуется подвязывать – так и мы должны «подвязать» себя в вере и надежде крепче его Христу и Его заповедям.
Густые ветви и листва обрезаются в винограднике, чтобы наливался плод, а не пустые ветви – так и христианин должен отсекать внешнюю напыщенность, тщеславие и гордость, чтобы в смирении утучнел сокровенный сердца человек.
Виноградник когда начинает плодоносить – ограждается и особенно охраняется от воров и зверей – так и христианин должен оградить себя законом Божиим, чтобы не быть расхищенным злыми духами и страстями, ибо где плод – там большая зависть и борьба.
Ветвь, отсеченная от лозы не может плодоносить, засыхает и ее сжигают в огне(Иезек.15:4) – так и вне Христа и истинной Церкви нет спасения.
Плоды собираются осенью, срезаются и бросаются в точило – осень – старость почтенная мудростью, срезание – смерть, вижимка в точиле – испытание на мытарствах, чтобы пить в Царствии Небесном со Христом новое вино(Мф.26:29).

Новое вино.

Выжатое вино вливают в просмоленные бочки – так и наш сосуд внутренний должен быть цельным и непорочным, чтобы через какую то небольшую трещину-страсть оно не вылилось на землю.
Вино нуждается в закваске – так и христианин для совершенства должен иметь Евангельскую закваску, чтобы перебродили все страсти.
Молодое вино бродит в начале – так и новоначальные мятутся, пока не остепенятся и духовно возмужают.
Необходимо, чтобы вино отстоялось в темном прохладном месте – так и нашей душе необходимы уединение, теснота и скорби, чтобы созреть духовно.
Если вино не процедить и оставить в нем косточки и ветки, то оно будет терпким и кислым – так и тот, кто вращается среди людей чуждого духа, будет несовершенным.
Чтобы вино не прокисло – его плотно закупоривают, и выводят трубку, чтобы выходил газ из бродящего вина – так и христианин должен покрыть себя смирением, выводя в покаянии и сокрушении вредоносные пары страстей.
Если часто пробовать вино, то в него попадает воздух и оно прокиснет –кто выставляет напоказ свои добрые дела – тщеславием губит все свое дело.
Если вино оставить открытым, то мошкара погубит его – так и празднословие и шутки губят добрый нрав.
Если оставить вино на ветрах, то оно потеряет свой вид и вкус – так суета и многопопечительность разрушают правильное устроение.
Вино созревшее плотно закупоривают и прячут в темных подвалах – так и христианин должен «закупорить» себя безмолвием, смирением и должен себя считать ничем, только тогда может сохраниться неповрежденным плод своей души.
Если сосуд, в котором храниться вино, будет просачиваться, то вино вытечет на землю, прежде чем узнает об этом хозяин, если он нерадив – так и ничтожная страсть может погубить все труды.
Качество вина не возможно определить по внешнему виду, пока хозяин на вкус не отведает его – так и мы не должны довольствоваться внешним видом и успокаиваться до тех пор, пока после смерти Господь испытает наши дела и не признает их совершенными.

Епископ Тихон (Софийчук)